avtosotekla

Традиции изготовления убора свахи в Кобринском районе получат статус историко-культурной ценности

17:32 28 апреля 2018
49
ОБСУДИТЬ
Это предложение одобрено Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси.

В деревнях Леликово и Повитье Кобринского района Брестской области за долгое время сформировались определенные традиции изготовления и использования наряда леликовской свахи. Наряд использовался чаще всего во время свадьбы, но с течением времени наблюдаются многочисленные примеры его использования в другом контексте.

Традиция выделять специальным убором сваху имеет продолжение на территории Дрогичинского района (деревня Радостово), а также в пограничных районах Волынской области Украины. Слово «сваха» в местном понимании применяется как «боевая подруга» жениха в свадебном обряде.

Обычно на леликовской свадьбе была старшая сваха и свашки — молодые женщины и даже девочки-подростки из рода жениха. Старшей свахой выбирали родную сестру или родную тетю жениха. Старшая сваха исполняла главную роль, она следила за последовательностью свадебных обрядов, участвовала в главных моментах свадьбы. Свашки по очереди пели частушки и танцевали.

Свах на свадьбе должно было быть не менее пяти-семи. А самые богатые женихи приглашали на свои свадьбы не менее 15 свах. Особенности убранства свахи: отличительные орнаментальные элементы – «глаза» — цепочки из закругленых ромбов красного цвета и необычный головной убор, который состоит из плата и пестрой короны из полихромных лент и разноцветных перьев из хвоста петуха.

Сваха руководила свадьбой, она должна была хорошо знать свадебный обряд и все видеть. Поэтому на сорочке и фартуке свахи нашиваются «глаза» как символ всевидящего глаза будущего хозяина.

Точное время возникновения традиции неизвестно, но современные носители отмечают, что убор леликовской свахи изготовляли и использовали еще их прабабки. Он существовал до середины XX века в живом виде.

Традиции изготовления и использования убора леликовской свахи передаются из поколения в поколение. В наше время жительницы деревень Леликово и Повитье производят наряд по образцам, которые остались от мам и бабушек.

Комплекты одежды хранятся в частных коллекциях жителей деревень, Леликовском доме культуры, этнографическом музее «Полешуки» Повитьевской школы, Дивинском доме ремесел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ ( 0)

ОБСУДИТЬ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

315
11 сентября 2018 10:51

Число туристов в Коссовском дворце увеличилось почти вдвое

Как сообщил главный специалист управления культуры Брестского облисполкома Артем Брухан, во дворце в январе-августе этого года побывали около 20 тысяч человек.

44
06 сентября 2018 17:06

Уроки по творчеству Наполеона Орды введут в Пинской художественной школе

Как сообщила директор учреждения образования Ольга Василенко, ранее учебное заведение называлось «Пинская детская школа искусств №4».

265
05 сентября 2018 08:15

В Ивацевичском ГДК покажут «Великий Гэтсби». Вход свободный

7 сентября 2018 г. Ивацевичский ГДК приглашает всех, кто не успел посмотреть или хочет увидеть ещё раз яркий, массовый спектакль «Великий Гэтсби» Ивацевичского народного театра.

263
03 сентября 2018 21:49

Якім будзе канец свету ў Беларусі? Пісьменнік Павел Севярынец распавёў пра сваю кнігу «Беларусалім» ў Івацэвічах, Бярозе і Пружанах

Аматары літаратуры збіраліся 2 верасня на сустрэчу з палітыкам, пісьменнікам Паўлам Севярынцам, які распавёў пра першую частку свайго раману-трылогіі "Беларусалім".

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: