avtosotekla

Традиции изготовления убора свахи в Кобринском районе получат статус историко-культурной ценности

17:32 28 апреля 2018
41
ОБСУДИТЬ
Это предложение одобрено Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси.

В деревнях Леликово и Повитье Кобринского района Брестской области за долгое время сформировались определенные традиции изготовления и использования наряда леликовской свахи. Наряд использовался чаще всего во время свадьбы, но с течением времени наблюдаются многочисленные примеры его использования в другом контексте.

Традиция выделять специальным убором сваху имеет продолжение на территории Дрогичинского района (деревня Радостово), а также в пограничных районах Волынской области Украины. Слово «сваха» в местном понимании применяется как «боевая подруга» жениха в свадебном обряде.

Обычно на леликовской свадьбе была старшая сваха и свашки — молодые женщины и даже девочки-подростки из рода жениха. Старшей свахой выбирали родную сестру или родную тетю жениха. Старшая сваха исполняла главную роль, она следила за последовательностью свадебных обрядов, участвовала в главных моментах свадьбы. Свашки по очереди пели частушки и танцевали.

Свах на свадьбе должно было быть не менее пяти-семи. А самые богатые женихи приглашали на свои свадьбы не менее 15 свах. Особенности убранства свахи: отличительные орнаментальные элементы – «глаза» — цепочки из закругленых ромбов красного цвета и необычный головной убор, который состоит из плата и пестрой короны из полихромных лент и разноцветных перьев из хвоста петуха.

Сваха руководила свадьбой, она должна была хорошо знать свадебный обряд и все видеть. Поэтому на сорочке и фартуке свахи нашиваются «глаза» как символ всевидящего глаза будущего хозяина.

Точное время возникновения традиции неизвестно, но современные носители отмечают, что убор леликовской свахи изготовляли и использовали еще их прабабки. Он существовал до середины XX века в живом виде.

Традиции изготовления и использования убора леликовской свахи передаются из поколения в поколение. В наше время жительницы деревень Леликово и Повитье производят наряд по образцам, которые остались от мам и бабушек.

Комплекты одежды хранятся в частных коллекциях жителей деревень, Леликовском доме культуры, этнографическом музее «Полешуки» Повитьевской школы, Дивинском доме ремесел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

КОММЕНТАРИИ ( 0)

ОБСУДИТЬ

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

174
13 июля 2018 22:28

«Задача художника — помочь увидеть красоту»: дрогичинский пейзажист Петр Мысливец подарил 60 картин пинскому музею Полесья

В Пинском музее белорусского Полесья открылась выставка работ дрогичинского пейзажиста Петра Мысливца, которому недавно исполнилось 80 лет. Художник передал в дар музею 60 своих работ.

220
09 июля 2018 09:51

Более 1,1 миллиона долларов выделено на День белорусской письменности в Иваново. Что будет сделано?

Почти Br2,2 млн выделено на подготовку Иваново к XXV Дню белорусской письменности, сообщил корреспонденту БЕЛТА директор УКС Ивановского района Валерий Грудовик.

982
05 июля 2018 20:00

Будзе і вогнішча, і фаер-шоў: свята Купалле пройдзе ў Быцені Івацэвіцкага раёну

Праграма раённага свята “Купалле”, якое пройдзе на стадыёне ў Быцені 06 ліпеня.

459
04 июля 2018 11:35

Империя контрастов: какими впечатлениями о Ивацевичах поделился в своей книге польский писатель

Ровно год назад в Ивацевичи приезжал польский писатель-путешественник Артур Зыгмунтович. Проживающий в Западной Польше, он сделал несколько поездок в Беларусь, а об увиденном рассказал в своей книге "Беларусь: империя контрастов". Имеется там пару страниц впечатлений от посещения Ивацевичей. Предлагаем перевод этой части.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: