Традиции изготовления убора свахи в Кобринском районе получат статус историко-культурной ценности

17:32 28 апреля 2018 87
ОБСУДИТЬ
Это предложение одобрено Белорусской республиканской научно-методической радой по вопросам историко-культурного наследия при Министерстве культуры Беларуси.

В деревнях Леликово и Повитье Кобринского района Брестской области за долгое время сформировались определенные традиции изготовления и использования наряда леликовской свахи. Наряд использовался чаще всего во время свадьбы, но с течением времени наблюдаются многочисленные примеры его использования в другом контексте.

Традиция выделять специальным убором сваху имеет продолжение на территории Дрогичинского района (деревня Радостово), а также в пограничных районах Волынской области Украины. Слово «сваха» в местном понимании применяется как «боевая подруга» жениха в свадебном обряде.

Обычно на леликовской свадьбе была старшая сваха и свашки — молодые женщины и даже девочки-подростки из рода жениха. Старшей свахой выбирали родную сестру или родную тетю жениха. Старшая сваха исполняла главную роль, она следила за последовательностью свадебных обрядов, участвовала в главных моментах свадьбы. Свашки по очереди пели частушки и танцевали.

Свах на свадьбе должно было быть не менее пяти-семи. А самые богатые женихи приглашали на свои свадьбы не менее 15 свах. Особенности убранства свахи: отличительные орнаментальные элементы – «глаза» — цепочки из закругленых ромбов красного цвета и необычный головной убор, который состоит из плата и пестрой короны из полихромных лент и разноцветных перьев из хвоста петуха.

Сваха руководила свадьбой, она должна была хорошо знать свадебный обряд и все видеть. Поэтому на сорочке и фартуке свахи нашиваются «глаза» как символ всевидящего глаза будущего хозяина.

Точное время возникновения традиции неизвестно, но современные носители отмечают, что убор леликовской свахи изготовляли и использовали еще их прабабки. Он существовал до середины XX века в живом виде.

Традиции изготовления и использования убора леликовской свахи передаются из поколения в поколение. В наше время жительницы деревень Леликово и Повитье производят наряд по образцам, которые остались от мам и бабушек.

Комплекты одежды хранятся в частных коллекциях жителей деревень, Леликовском доме культуры, этнографическом музее «Полешуки» Повитьевской школы, Дивинском доме ремесел.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

68
21 марта 2019 21:06

«Или я или конь?»: рыцари на сцене Пинской школы-интерната. ФОТО

«Или я или конь?» - именно такое оригинальное название для очередной постановки выбрал режиссёр любительского театра, действующего в «Пинской специальной школе-интернат» Николай Клюско.

95
21 марта 2019 13:50

Дмитрий Донской из дерева и Дарья Домрачева из картона на выставке в Пинске

Учащиеся и работники учреждений образования области представители на суд жюри свои работы для участия в Республиканском смотре инновационного и технического творчества.

135
21 марта 2019 10:13

Найденный в Ганцевичском районе клад впервые представлен в музее Белорусского Полесья

Выставка является частью проекта «Сокровища пинской земли», который приурочен к акции «Пинск - культурная столица Беларуси».

165
18 марта 2019 13:33

В Пинске проходит открытый конкурс по изготовлению сувенирной продукции

Открытый конкурс «Пинский сувенир» на разработку лучшей сувенирной продукции проводится с 20 марта по 3 мая 2019 года в рамках республиканской акции «Пинск – культурная столица 2019».

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: