В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

10:19 15 марта 2019
ОБСУДИТЬ
Всех белорусов объединяют общие корни, традиции. При этом в каждом районе страны есть отличительные культурные особенности, в первую очередь обряды.

Одними из самых увлекательных и колоритных можно назвать свадебные обычаи, которые местные жители стараются бережно сохранять.

Например, в музее народного творчества «Бездежский фартушок» воссоздали утраченную технику плетения уникального свадебного венка – «павы».

Корреспонденты отправились в Дрогичинский район, чтобы своими глазами увидеть, в каком наряде несколько десятилетий назад отправлялись под венец невесты Западного Полесья.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Об агрогородке Бездеж наслышаны не только в Брестской области, но и далеко за ее пределами. Здесь находится музей эксклюзивных фартушков. Вплоть до 80-х годов прошлого века это был обязательный атрибут одежды местных жительниц.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

То же самое можно сказать и о «паве», которая украшала голову каждой здешней невесты. До сих пор единственный такой свадебный венок хранился в «Бездежском фартушке». Много лет назад специально для экспозиции его сделала мастерица Анна Омельянчик, которая занималась изготовлением изделий из цветов.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

С ее слов была записана и технология плетения «павы».

«Такой венок бытовал только в нашей местности в 20-30-х годах ХХ века. Как делать «паву», расспрашивали пожилых женщин, узнавали все по крупицам – теперь решили воссоздать технологию плетения», – вводит в курс дела младший научный сотрудник музея Людмила Янущик.

Изготовление венка занимало около месяца, делать его невесте помогали подруги. В качестве материалов использовались белая и цветная бумага, цветные ленточки, девушки из зажиточных семей могли позволить себе в украшении бусины.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

«Пава» состоит из двух частей. Первая – сделанный из проволоки обруч диаметром 6-7 см, обвитый зеленой лентой в знак того, что у девушки начинается новый период жизни. Вторая часть убора – цветы. Крепились они на проволочные стебельки длиной около 20 см. В одном букетике (в венке их должно быть не меньше семи) насчитывается десять цветочков. Чем богаче невеста, тем пышнее была ее «пава», – пояснила Людмила Янущик.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Готовые букетики затем прикрепляли к обручу, а готовую «паву» в день свадьбы вплетали лентами в волосы молодой. Для девушки это было одно из значимых событий в жизни. Незамужние подружки наряжали ее в красивую сорочку, пышную юбку, белый фартушек без вышивки – как символ невинности. Завершал образ свадебный венок.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Чаще всего наряжали невесту не в ее доме, а у соседей, у которых полная, дружная, крепкая семья. Считалось, что тогда супружеская жизнь молодых сложится удачно. Пока ее украшали, девушка должна была сидеть на деревянной кадушке – деже для замешивания теста, накрытой кожухом.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Кстати, с этой кухонной утварью связана одна из легенд о названии агрогородка. По приданию, местные жители были бедные, у них даже не было кадушек для замешивания хлеба. В соседних селах про них говорили «без деж». Возможно, поэтому дежа являлась важным элементом свадебного обряда, служила символом благополучия и богатства в будущем.

Не менее интересна вторая легенда о Бездеже, которая повествует о парне и девушке. На каждую встречу к возлюбленной он приносил веточку сирени – по-белорусски «бэзу». Как-то юноша пришел с пустыми руками, на что удивленная девушка спросила: «Бэз дзе ж?».

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Роль бездежской невесты на себя примерила старший научный сотрудник музея Екатерина Кудрицкая. Она терпеливо сидела «на деже» все то время, пока коллеги колдовали над ее нарядом.

«Венок придавал невесте величества. Нужно было идти плавно, с высоко поднятой головой, ровно держать спину. Носить «паву» нелегко: нужно иметь большую выдержку», – заключила девушка.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Костюм невесты в зале народной одежды «Бездежского фартушка» является одним из главных экспонатов. Неизменно он притягивает внимание посетителей, особенно необычный головной убор.

«Рассказываем про венок, показываем, как он крепится к голове. Есть возможность примерить «паву», которой с радостью пользуются незамужние девушки. Это вызывает восторг у туристов, в том числе иностранцев», – отметила главный хранитель фондов музея Нина Ярмоц.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

Сотрудники продолжат изучать свадебные традиции своей малой родины. Сосредоточатся музейщики и на новых формах работы с гостями, пополнении экспозиции.

«Наша работа в первую очередь направлена на возрождение старинных обрядов и традиций, которые мы можем показать посетителям. Тем для изучения много. Готовим необычные мероприятия, – заинтриговала Нина Ярмоц. – В плане выпечки различных сортов хлеба продолжается скрупулезная работа. В дальнейшем будем предлагать посетителям гастротур, который будет включать дегустацию бездежского хлеба, начиная со старинного, который пекли из ржаной муки с различными добавками, а также пшеничный, сдобный».

На подворье музея осенью прошлого года возвели стилизованную мельницу. Там планируется организовать мини-экспозицию, которая продемонстрирует процесс превращения зерна в муку.

В Дрогичинском районе воссоздали технику плетения уникального свадебного венка

В Бездеже в 2018 году побывали около 20 тысяч туристов. По сравнению с 2017-м их число увеличилось на 65%. Есть все основания полагать, что привлекательность музея и его главной жемчужины – коллекции из 350 эксклюзивных фартушков – будет только расти.

Алевтина ЧЕРНОВОЛОВА, фото Вадима ЯКУБЕНКА, belta.by

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

22 декабря 2023 15:22

Как санкции влияют на культурное наследие Беларуси

Каждый год Беларусь получала около 5 млн долларов на восстановление историко-культурного наследия. С введением санкций финансирование приостановлено. Теперь можно рассчитывать в основном на средства из бюджета.

29 ноября 2023 15:26

Анна Кондратюк: “Беловежская пуща – отдельная цивилизация”

Первый приз белорусской литературной премии Ежи Гедройца за 2022 год получила книга литературных репортажей Анны Кондратюк "У прысценку старога лесу. Гісторыі людзей з Белавежскай Пушчы" ("В пристенке старого леса. Истории людей из Беловежской пущи").

25 ноября 2023 18:40

“Экстремист” Дунин-Марцинкевич. За что власти мстят классику белорусской литературы?

Белорусские власти уже дважды объявляли "экстремистскими" произведения классика 19-го века Винцента Дунина-Марцинкевича. За что поэт попал в немилость и как реагируют на это решение его родные?

12 ноября 2023 12:59

Чым фiльм пра гвалт у беларускiм войску падабаецца еўрапейцам?

Еўрапейская кінаакадэмія анансавала намінантаў на "Еўрапейскі Оскар" - European Film Awards. У шорт-лiст сярод дакументальных фiльмаў трапіла дакументальная стужка беларускіх рэжысёраў "Motherland" ("Радзіма"). Што гэта за фільм?