За всю историю христианства внутренние расколы и конфликты принесли вреда и жертв больше, чем внешние враги и открытые гонители.
Гонители ранних христиан были откровенными врагами. Но те, кто стоял за каждым расколом, считали себя истинными христианами и были уверены в своей правоте. Как это не странно, но то, что вызывало разделения, всегда было значительно меньшим, чем то, что объединяло христиан.
Расколы таят в себе большую опасность: дело в том, что их плоды созревают не сразу, а, как правило, спустя несколько поколений и даже веков. Количество человеческих жертв может быть немыслимым.
Сейчас, по прошествии веков, хочется спросить у Лютера, Патриарха Никона, и протопопа Аввакума предвидели ли они такие жертвы и пошли бы на раскол, зная, какую цену придётся заплатить народу за их убеждения.
Но более всего, такой вопрос хочется задать нынешним “блюстителям веры” как они себя гордо считают, а именно игумену Амвросию (Тарасюку).
Кто такой игумен Амвросий (Тарасюк)? Ему наверно лестно, что его имя стоит в ряду “великих раскольников”?
Теперь мы его знаем, как деятеля православного движения “непоминающих священнослужителей и мирян”. Да и такое есть. Вдумайтесь в эти слова православное движение, как такое может быть в православной церкви. А не значит ли это раскол!? Стало быть, Амвросий потенциальный виновник и организатор нового раскола Православной церкви в Белорусском Экзархате. Кто он и как же так получилось?
На официальном сайте Московского Патриархата Русской Православной Церкви он всё ещё значится как игумен Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря.
Да, первоначально он (нам сейчас трудно говорить «был» или «есть») монах, игумен Свято-Елисеевского Лавришевского мужского монастыря. Но впоследствии у него возникли вопросы к Патриарху Кириллу, главный из которых – обвинение в поддержке экуменизма. Закончилось это тем, что игумен Амвросий перестал поминать Патриарха за богослужением. Реакция церкви была предсказуема. Но он сам отделил себя, а точнее сказать выделил из всех. Но беда в том, что игумен Амвросий не единственный, и, кроме духовных чад из числа мирян, его явно или скрыто поддерживают отдельные… да кто его только не поддерживает: старообрядцы, катакомбники – и, прежде всего, противники Православия.
Но вот беда – действующую Православную церковь они уже не считают истинно православной. Где же тогда, по их мнению, истинное православие? Правильно, там, где они.
И плевать, что экуменизм 3 года назад и в наши дни – это уже два разных экуменизма, а также, что сам Патриарх в корне изменил к нему отношение, о чём неоднократно высказывался.
А сам Амвросий себя кем считает, если запрещает своим чадам посещать богослужения священников, с которыми столько лет вместе нес послушание в монастырях и учился. Сейчас он думает о себе как об избранном, не таком, как все эти недосвященники. Может уместно уже говорить о секте Амвросия, где только он является носителем истинной веры, где только ему открылось откровение, где люди идут к нему, а не Богу.
Ему легко указывать своим чадам на ненадобность паспортов, индетификационных, банковских карточек, прививок. У него же нет детей, которые могут заболеть, нуждаясь в лекарствах, а распадающиеся по его советам семьи только лишь из-за того, что муж не хочет посещать его службы, дети которые лишаются общения со сверстниками, потому что родители хотят для них “настоящей православной веры”, которую они увидели у Амвросия.
Однако, сам Амвросий очень активно пользуется благами цивилизации, мобильным телефоном, интернетом посредством которого ведет свою страницу “Вконтакте”. Для этого нужны персональные данные! Или здесь это не считается и можно отойти от своих правил? Да если бы пришлось брать деньги с своих прихожан при помощи виртуального денежного оборота, то и здесь, можно их задвинуть куда подальше.
На самом деле Амвросий уже сам запутался и рад бы вернуться в монастырь, но гордыня (да и монахов она есть) не дает это сделать. Он хочет, чтобы Патриарх покаялся перед ним, а затем и такими же как он. Но Вы бы, отец Амвросий, помолились за своего Владыку и попросили у Бога здоровья и мудрости для него. Наверно, легче повести себя как обидевшийся ребенок, у которого родители не спросили совета.
А пока приходится искать новых “защитников веры” в лице заштатных клириков Экзархата. Но вот беда, у новых апологетов нет даже антиминса, чтобы можно было проводить литургии. И забыв в очередной раз о гордости, Амвросий обращается к недосвященникам с просьбой дать хоть какой-нибудь, чтобы движение непоминающих в Беларуси не умерло окончательно.
Конечно, мы живём в свободной стране, где каждому гарантируется право на свободное вероисповедание, и игумен Амвросий имеет право на свои убеждения. Но хочется обратиться к нему и сказать: Определись, чего ты хочешь: укрепления Православия или ослабления его? Мира и тихой монашеской жизни, или новой смуты?» Хочется обратиться к тем, кто его поддерживает, и задать эти же вопросы.
А еще, не мучайте себя иллюзиями, в “осколках” не может быть благодати, тем более у “непоминающих”.
Блоги, опубликованные в рубрике «Мнения», носят дискуссионный характер и могут не совпадать с точкой зрения редакции