Шаг вперёд, два назад. О системе образования в Беларуси

17:57 30 марта 2019
ОБСУДИТЬ

Шаг вперед, два назад — именно так, как мне представляется, можно характеризовать развитие системы образования нашей страны в последние три десятилетия. Свою точку зрения попробую подтвердить конкретными фактами.

Анализ распределения средств государственного бюджета свидетельствует о том, что в нашей стране сфера образования не является приоритетной.

SkodaSkoda

Так, в 2019 году на образование планируется потратить 1.048 млн. рублей, что составляет 4,8% от расходной части бюджета. Для сравнения: на национальную оборону выделено более 1.240 млн., органы внутренних дел – 854,2 млн. рублей. А ещё финансирование органов прокуратуры, суда, государственной безопасности, пограничной и таможенной служб, службы охраны президента и множества других структур, работники которых имеют специальную форму.

Суммарные расходы только на финансирование двух ведомств, милиции и КГБ – 1 044 189 165 рублей. Они практически равны расходам на образование и превышают расходы на здравоохранение (1 019 893 543 рублей).

К тому же, удельный вес выделяемых на образование бюджетных средств в последние 10 лет неуклонно снижается.

Большинство экспертов сходятся в том, что Беларусь является одним из мировых лидеров по соотношению числа сотрудников милиции к населению. Среднемировой показатель составляет 300 полицейских на 100 тысяч человек, ООН рекомендует 222 полицейских. Наименьший европейский показатель — в Швеции — 195-200 на 100 тысяч населения. Приведя численность нашей милиции к среднемировому показателю, можно было бы безболезненно значительно сократить расходы (854 264 511 рублей или 3,9%) на её содержание.

Можно найти и другие возможности перераспределения бюджетных средств в пользу социальной сферы, сократив, к примеру, финансирование двух «палаток» и приблизив зарплату и пенсии их обитателей к средним по стране.

«Учитель у нас уже за 900 рублей получает в среднем»

Подобное положение дел, в свою очередь, вызывает целый ряд негативных явлений в образовательной сфере. Прежде всего следует отметить низкий уровень оплаты туда педагогических работников. В среднем за 2018 год она составила 791,5 рубля. Но здесь нужно учитывать два фактора.

Во-первых, средняя нагрузка учителей превышает учебную ставку и, во-вторых, названная средняя зарплата – это сумма до уплаты налогов. Вычтите из начисленной суммы подоходный налог (13%), а так и же взносы в ФСЗН (1%). Сюда могут быть включены и другие сборы, к примеру, профсоюзные взносы (1%). Нетрудно подсчитать в каждом конкретном случае полученную на руки сумму.

Утверждение главы государства на совещании 1 февраля 2019 года о том, что «учитель у нас уже за 900 рублей получает в среднем», не соответствует действительности. У абсолютного большинства «носителей разумного» она далеко не дотягивает до озвученных 900 рублей.

Это при том, что из 97,3 тысяч работающих в учреждениях общего среднего образования педагогов 91,4 тысяч (93,9%) имеют высшее образование.

Напомню, что Закон об образовании в статье 52 ещё в 1991 году предполагал «достижение уровня среднемесячной заработной платы педагогических работников не ниже уровня среднемесячной заработной платы работников в промышленности, а профессорско-преподавательского состава — не менее чем в 1,5 раза выше этого уровня».

В Кодекс об образовании это положение не вошло. Ныне ставится задача обеспечить в текущем году среднюю зарплату педагогических работников на уровне 80% от средней по стране. Нетрудно заметить существенную разницу между 100% от средней зарплаты работников в промышленности и 80% от средней по стране.

На данный момент отсутствуют необходимые исходные данные о планируемом двойном повышении зарплаты бюджетникам в мае и сентябре т. г., которые бы позволили определить уровни оплаты учительского труда в новых условиях.

Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что по уровню оплаты «пролетарии интеллектуального труда» останутся в нижней части «турнирной таблицы».  Если с учётом инфляции не опустятся ещё ниже.

Особенно незавидна судьба молодых специалистов, не имеющих ни стажа работы, ни квалификационных категорий и, как следствие, соответствующих надбавок к заработной плате.

«Добровольно-принудительная система поборов повсеместно процветает»

Недостаточное финансирование образования ведёт к значительным трудностям в поддержании на должном уровне и обновлении её материально-технической базы: текущий ремонт, приобретение наглядных пособий, учебного оборудования, современной компьютерной и множительной техники и т. д.

На повестке дня вопрос подключения учреждений образования к высокоскоростному Интернету и на этой основе развития дистанционного обучения. Ранее в решении проблем подобного рода значительную помощь школам оказывали закреплённые за ними решениями облисполкомов базовые предприятия. Ныне в силу кризисных явлений в сфере экономики эта помощь минимальна.

Восполнение дефицита финансирования учреждений дошкольного и общего среднего образования фактически возложено на руководителей этих учреждений, педагогов и родителей. При гарантированном в статье 49 Основного закона страны бесплатном общем среднем образовании и официальном запрете Министерства образования сбора денег с родителей (постановление №126 от 28 декабря 2016 года) добровольно-принудительная система поборов повсеместно процветает. Сбор подаяний, естественно, вызывает негативную реакцию абсолютного большинства родителей.

Госконтроль: деньги родителей в школах могут собираться исключительно на добровольной основе

Не лучше финансовое положение профессионально–технической, средней специальной и высшей школы. Только с 2014 по 2017 год  финансирование высшего образования сократилось более чем на 40%. Здесь выход найден в увеличении числа обучающихся на платной основе и ежегодном росте стоимости обучения.  Из общего числа 268,1 тысячи студентов ныне 150,6 тысячи (56,2%) занимаются на платной основе. Из 113,3 тысячи учащихся ССУЗов 40,7 тысячи (35,9%) – «платники». Подобная политика затрудняет получение высшего и среднего специального образования молодёжью, в первую очередь из числа уязвимых групп населения.

Где брать деньги на образование?

Естественен вопрос: «Где дополнительно взять деньги на образование?»

Во-первых, обратим внимание на то, что принятый нашими «депутатами» фактически без обсуждения государственный бюджет на 2019 год не является, как зачастую утверждается властями, социально ориентированным.

На социальную политику, включая пенсионное обеспечение (8,9%), образование (4,8%), здравоохранение (4,6%), физкультуру и спорт (1,5%), культуру (0,7%), суммарно выделено 4 505 090 442 рублей или 20,5% от его расходной части.

Для сравнения воспользуемся данными Василия Русовича («Народная Воля» от 26.02.19 г.): социальный компонент в бюджете Финляндии составляет 71% (социальная политика и пенсионное обеспечение – 43,7%, образование – 10,9%, охрана здоровья – 14,3%, культура – 2,5%. От 50 до 70% бюджета выделяется на социальные нужды в Швеции, Норвегии, Дании и многих других странах Западной Европы.

Если бы наши «народные избранники» были подотчётны избирателям, они внимательно прошлись бы по статьям бюджета и нашли возможность перераспределить расходы в пользу социальной сферы. Урезав, к примеру, выделенные ныне 10.359.693.517 руб. (47,1%) на содержание раздутого аппарата государственного управления.

Тем самым, они понудили бы исполнительную власть уменьшить число министерств и ведомств, перераспределить управленческие функции, развивать местное самоуправление и тем самым обеспечить реальное сокращение численности государственных служащих.

О реформах в образовании

Критически оценивая неудовлетворённость общественности результатами работы органов и учреждений образования, во второй половине 80-х г. г. начали осуществляться структурные, организационные и содержательные изменения в образовательной сфере.

Наиболее значимым из них был начатый в 1998 году постепенный переход отечественной общеобразовательной школы на 12- летний срок обучения.  Это общемировая практика:  в 169 странах (80%) обучение осуществляется в течении 12 лет, в 46 – 13 лет. Одновременно общеобразовательные учебные заведения получили возможность использовать в работе много вариативные учебные планы и программы. Появились учреждения нового типа: лицеи, гимназии, колледжи. В общеобразовательных школах широкое распространение получили уклоны, лицеистские и гимназические классы. ВУЗы стали переходить на двухуровневую систему подготовки специалистов: бакалавриат и магистратура.  Белорусская высшая школа стала участником Болонского процесса.

Однако вскоре начался откат назад. На заключительном этапе перехода на 12-летку с подачи первого заместителя главы Администрации президента Анатолия Рубинова этот процесс был признан нецелесообразным, и в одночасье (в 2008 году) школа была возвращена к ранее действующей структуре.

Отмена породила ряд других проблем: необходимости некоторым учащимся за один год изучать двухлетний курс, осуществлять двойной выпуск из средней школы и двойной конкурс при поступлении в ВУЗы абитуриентов с различным уровнем подготовки, другие негативные явления. Одновременно школы с музыкально-хоровым, архитектурно-художественным и иными уклонами были переведены в разряд обычных.

Во многих городских школах нарушаются предусмотренные Кодексом об образовании нормативы наполняемости начальных классов (не более 20 учащихся). Количество студентов сократилось с 445,6 тысяч в 2011/12 учебном году до 268,1 тысячи в текущем. И дело здесь не только в демографическом спаде.

Появилось предложение сократить продолжительность обучения в ВУЗах. Магистерская ступень объявлена фактически частью аспирантуры, которая занимается подготовкой научно-педагогических кадров. На практике это означает, что белорусская высшая школа будет работать на производство специалистов с очень урезанным уровнем профессиональной подготовки. Без приемлемого знания иностранного языка, с отброшенными гуманитарными дисциплинами и предметами эстетического цикла.

Высказано требование о практической направленности научных исследований и угроза, в противном случае, прекратить их финансирование.

Почему всё это происходит?

Вероятнее всего, дела в экономике страны не столь блестящие, как в этом пытается нас убедить белорусское телевидение. Очевидно, что соображения об экономии бюджетных средств за счёт системы образования взяли верх в головах тех, кто уполномочен принимать подобные решения. Ради этой экономии приносится в жертву качество образования. Авторы подобных действий забывают, что дешёвое образование качественным быть не может.

Ученики и педагоги школы в Березовском районе своими силами создали новый кабинет труда

В складывающейся ситуации нельзя не заметить снижения социального статуса и престижа профессии учителя в обществе. Обычным явлением является принуждение педагогов к выполнению несвойственных им функций, огромное бумаготворчество, неквалифицированный контроль за деятельностью учреждений образования. Разговоров на эту тему много, практических действий по искоренению этих негативных явлений никаких.

Проще стать генералом, чем заслуженным учителем?

Повысить социальный статус учителей можно через более эффективную мотивацию их труда. К сожалению, этот фактор в нашей стране в последние три десятилетия, мягко говоря, не соответствует духу времени, сути педагогической деятельности, вкладу учителей в решение многих государственных задач. Приведу лишь один пример.

Указом Президиума Верховного Совета БССР 04.06.1940 года установлено звание «Заслужаны настаўнік Беларускай ССР». Для примера: в 1966 году этого звания удостоены 333 педагога, в 1967 – 216, в 1968 – 511 (БСЭ. — Т.4.- С.513 – 517).  В последние 13 лет (2006 – 2018 г. г.) аналогичное звание «Заслужаны настаўнік Рэспублікі Беларусь»  присвоено 11 педагогам.

За один год – 511, за последних 13 лет – только 11!

Складывается впечатление, что в стране легче получить генеральское звание, чем почётное учительское. По сообщениям прессы, в Беларуси насчитывается более 120 действующих генералов и должностных лиц, имеющих равные с ними специальные звания и аналогичные знаки различия. Это, не считая присвоенных 3 ноября 2011 года главой государства званий генерал-майора председателям облисполкомов и Минского горисполкома.

Проанализируйте телевизионные кадры награждения наиболее отличившихся граждан нашей страны. Там превуалируют работники силовых структур, но не социальной сферы. При этом для того, чтобы держать учителя в страхе и повиновении, введена кабальная контрактная система найма на работу.

В этих условиях практически не выполняют свою основную – защитную —  функцию огосударственные профсоюзы. Не случайно, в системе общего среднего образования работает лишь 13,6% мужчин. Что и позволило полушутя —  полусерьёзно утверждать: “Мужчын у народнай асвеце зусім мала, ды і тыя не  першага гатунку”.

«Хоть бы сегодня меня не били»: в Дрогичине в прокуратуру пришло заявление на учительницу

Следует назвать и ряд других практических действий властей, отнюдь не улучшающих положение педагогических кадров. К примеру, постановлением правительства СССР в 1936 году была установлена 18-часовая недельная учебная нагрузка учителей (в начальной школе 24 часа). Не менялась она ни в суровые военные годы, ни в тяжёлый послевоенный период.

Во второй половине 90-х годов учебная нагрузка учителей начальных классов была снижена до общепринятых 18 часов. Однако постановлением СМ РБ от 6 августа 2013 года №689 недельная учебная нагрузка учителей и педагогов дополнительного образования была увеличена с 18 до 20 часов. Одновременно преподавателям лицеев и колледжей её повысили с 720 до 800 часов в год.  Что, естественно, привело к снижению и так невысокой зарплаты педагогических работников.

Ну, а что же сами учителя? Какой реакции ожидать от них?

Опираясь на личный многолетний опыт работы в образовательной сфере, осмелюсь спрогнозировать реакцию тех, чьи права и интересы постоянно попираются. Ничего не случится.

Нынешний учитель в массе своей неспособен отстаивать свои права. Молча, они в очередной раз проглотят любую допущенную в отношении их несправедливость. Возможно, посудачат на кухнях. Будут и дальше содержать своих профсоюзных «защитников», оставаясь членами этих организаций.

По команде сверху целыми коллективами вступят в «Белую Русь». Будут и в дальнейшем в составе избиркомов обеспечивать «нужным» кандидатам «элегантные» победы на «выборах». Продолжат мириться с рабской контрактной системой, безропотно выполнять несвойственные им функции. Вот только свою основную функцию они всё в большей степени осуществляют хуже и хуже.

Всё меньше в учреждениях образования Педагогов. Педагогов с большой буквы, ярких личностей. Им всё труднее найти своё место в школе. Грустно, но это, к сожалению, так.

Система образования и национально-культурное возрождение

Анализируя положение дел в сфере образования, нельзя обойти вниманием её роль в национально–культурном возрождении.  В конце советского периода, в 1988 году, доля белорусскоязычных школьников снизилась до 22%. Это был результат русификации, которая велась, начиная с 1960-х, когда на русский язык стали массово переводить городские школы.

Национальное возрождение начала 1990-х привело к резкому росту доли обучающихся на родном языке школьников. Этому способствовали активная позиция национально ориентированных депутатов Верховного Совета ХІІ и ХІІІ созывов и принятый Закон «Об образовании», статья 1 которого провозгласила принцип «национально–культурной основы образования».

Осуществлялся планомерный перевод дошкольных учреждений и школ на белорусский язык обучения.  Издавались на родном языке в необходимом количестве учебники, раздаточные и дидактические материалы, велась переподготовка кадров. Всё в большей степени в центре и на местах белорусский язык использовался при проведении сессий и заседаний исполкомов Советов всех уровней, коллегий, других мероприятий, при подготовке документов и, самое главное, в быту.

Работая с 1979 по 1996 год в должности заместителя начальника управления образования Брестского облисполкома и курируя вопросы организации учебно-воспитательного процесса, не припомню ни единого случая возникновения конфликтных ситуаций по данному вопросу. Процесс возрождения родного языка и культуры носил эволюционный характер и не вызывал отторжения общественности. Но …  «недолго музыка играла».

Глава государства в своём традиционном стиле публично объявил о неполноценности белорусского языка. В свою очередь, Кодекс об образовании основой государственной политики в сфере образования определил «обеспечение равенства белорусского и русского языков» (ст.2, п.2.9). В итоге за период 1995—2006 гг. доля белорусскоязычных школьников вернулась к уровню конца 1980-х, а за последующие 10 лет сократилась еще вдвое. В 2017 -2018 учебном году на белорусском языке обучалось 119,9 тысяч школьников или 12,2% от их общего числа. Для сравнения: 859,1 тысяч (87,7%) — на русском, 897- на польском, 60-на литовском.

Были свернуты все белорусскоязычные потоки в вузах. Государство не способствует созданию в стране Университета имени Нила Гилевича, запрещается белорусская символика. Система образования на родном языке государством не популяризируется и в итоге деградирует.

Лучшее в мире образование?

В условиях господства авторитарной системы управления не реализуется на практике закреплённый в Кодексе об образовании принцип «государственно-общественного характера управления образованием» (гл.2, п.1.9), в соответствии с которым реальные права в решении самых различных вопросов жизнедеятельности учебных заведений имели бы педагоги, учащиеся, родители. Не соответствует демократическим принципам управления положение, при котором руководители учебных заведений и, прежде всего, ректоры вузов не избираются, а назначаются в административном порядке.

Естественно, нужен ответ на принципиальный вопрос: куда движется национальная система образования, призванная решать задачу взращивания главного богатства страны – её интеллектуального потенциала.

Советская школа обоснованно признавалась лучшей в мире. В свою очередь, белорусская занимала в ней передовые позиции. Сегодня этого нет.

Наша образовательная сфера, включая все её структуры, находится в глубоком системном кризисе. Многочисленные проблемы не решаются, как в цивилизованных странах, а загоняются в тупик. Даже продолжая двигаться вперёд по некоторым направлениям, наша система образования всё больше отстаёт от лучших в мире образовательных систем. Не осознав этого, не предприняв эффективных мер по исправлению подобного положения, мы потеряем очень много.

Кого формирует система образования?

Задача системы образования триедина: воспитать гражданина, профессионала, семьянина. По каждому из этих направлений в силу различных причин школа на различных её ступенях не срабатывает надлежащим образом.

Воспитать гражданина – такая цель и не ставится. В условиях господства в стране страха, лжи, холуйства, безразличия, неразвитого гражданского общества, жёстких действий режима по подавлению его основных компонентов достижение этой цели крайне затруднено.

Кого формирует ныне белорусская система образования: людей думающих, творчески мыслящих, задающих вопросы? 

Нет, скорее —  инертных, принимающих всё на веру, послушных «винтиков» механизма, как в советское время, только худшего качества. В этой ситуации хотелось бы посоветовать коллегам, призванным реализовать воспитательную функцию, взять на вооружение слова бывшего премьера России Евгения Примакова: «Давлю в себе раба, работы нет труднее». А также зайти в Интернет и внимательно прочесть эссе Александра Солженицына «Жить не по лжи».

Приведу из него лишь одну мысль: «И здесь-то лежит пренебрегаемый нами самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!” .

В Пинске проходят акции в защиту директора, у которого произошел конфликт с детьми

Подготовить профессионала означает заложить в общеобразовательной школе фундамент знаний и в последующем через систему технического, специального и высшего образования подготовить с учётом на перспективу в необходимом количестве квалифицированных специалистов. К сожалению, уже на первом этапе решение этой задачи затруднено.

О содержании школьного образования, Болонском процессе и туркменских студентах

Главным негативным моментом является содержание школьного образования.  Произошло огромное увеличение объёма программ по большинству учебных дисциплин при одновременном росте сложности многих заданий. Перегруженность детей объёмом знаний приводит к тому, что предлагаемую учебную программу значительная часть школьников качественно освоить не в состоянии. Выход видится в подготовке новых учебных программ, качественных учебников и, самое главное, индивидуализации учебно–воспитательного процесса. Всех научить одинаково невозможно и делать этого не следует.                                                                                                                   

Высшая школа, формально присоединившись к Болонскому процессу, не торопится выполнять основные его положения. Отсутствуют университетская автономия, самоуправление, интеграция в европейскую и мировую образовательную среду путём развития академической мобильности студентов и преподавателей, выборность ректоров.

Косвенным критерием качества является международная привлекательность высшего образования. Около 10% от общего числа белорусских студентов выезжают учиться за границу, главным образом в Польшу. За рубежом они видят для себя лучшие профессиональные перспективы. В то же время в два раза меньше (5,8%) приезжают из-за рубежа в Беларусь. В текущем учебном году в наших вузах обучается 15.506 иностранных студентов, половина из них (7.749) — граждане Туркменистана. К сказанному следует добавить огромную внешнюю и внутреннюю утечку «мозгов».

Причины проблем

Наличие серьёзных недостатков и нерешённых проблем в отечественном образовании вызвано, как мне представляется, несколькими основными причинами. Одна из них названа — отсутствие приоритета образования в системе общественно–экономических отношений и, как следствие, его недостаточного финансирования.

Кроме того, необходимым условием устойчивого функционирования и дальнейшего развития образовательной сферы является объективная оценка её реального состояния, чёткое определение стратегических целей, своевременная коррекция либо уточнение принятых ранее направлений её развития в конкретно складывающейся ситуации. В конечном счете задача государства заключается не в том, чтобы лезть в содержание образования, а в том, чтобы правильно определить образовательную политику. Конкретными проблемами образования должны заниматься специалисты.

В нашей стране субъектом формирования образовательной политики является один человек — глава государства. Ныне не модно выносить вопросы, затрагивающие интересы абсолютного большинства граждан, на обсуждение общественности и, прежде всего, профессионалов. Те, кто способен объективно оценить реальную ситуацию и не боится публично высказать свою позицию, в государственных печатных изданиях, на монополизированных в нарушение статьи 33 Основного закона каналах белорусского телевидения, являются персонами нон грата. Отсутствует площадка для обсуждения многочисленных проблем в образовании.

“У нас в школах бардак, полный бардак”?

В результате нет объективного видения как ближайших, так и отдалённых перспектив развития образовательной сферы, программы и стратегия её развития. На практике имеем порочный, крайне неэффективный механизм принятия управленческих решений. В результате непоследовательные действия, шараханье, приводящие в конечном итоге к многочисленным негативным явлениям в образовании.

Примеров множество. Возьмём хотя бы трагический случай 11 февраля с. г. в столбцовской средней школе №2. Вместо глубокого анализа случившегося и приведших к нему причин президент публично оглашает диагноз:  “У нас в школах бардак, полный бардак”.

Александр Лукашенко о трагедии в Столбцах: «Как в церковь надо идти в школу, а у нас там полный бардак»

Неверно по сути и оскорбительно по содержанию. Он же сразу берёт на себя функции прокуратуры и суда. Примечательно, что никто не возмутился допущенным оскорблением, а извиняться у нас не принято.

Или же известная ситуация с требованим изменить трудовую подготовку школьников. Не углублённо изучать информатику, чтобы двигаться в сторону цифровых технологий, не овладевать на хорошем уровне иностранным языком, чтобы быть востребованным на рынке труда. И пока дети других стран получают современные знания, наши будут учиться пришивать пуговицы и готовить яичницу.

«Лампочку не могут вкрутить». Александр Лукашенко требует усилить трудовую подготовку в школах

Это — частные эпизоды, но они, как мне представляется, предельно ясно отображает механизмы принятия управленческих решений в нашей стране. В результате на всех иерархических уровнях образования снизился, по мнению многих, профессиональный уровень управления.

На руководящих постах зачастую находятся люди, не имеющие необходимых знаний, опыта, не обладающие соответствующими морально-нравственными качествами. Компенсировать эти недостатки они пытаются криком, угрозами, администрированием. А ведь ещё Пётр І предупреждал: «Занимать места государственные, кои требуют знаний и умений, коих мы не имеем, есть измена Отечеству”.

Всё это является следствием порочной кадровой политики. В условиях отсутствия политической конкуренции, свободных выборов, открытой дискуссии и гражданского контроля дорога к карьере мостится не с помощью ума, таланта и образования, а с помощью известных качеств: угодливости, чинопочитания, тупого следования указаниям свыше.

Нынешняя ситуация в стране стала кормушкой для карьеристов и конформистов. Практически ежедневно мы можем видеть на экранах БТ, что ценятся люди, щёлкающие каблуками, пободосрастно кивающие головами в знак согласия, мгновенно вскакивающие по стойке смирно при обращении к ним, усердно конспектирующие мысли правителя.  Всё происходит в соответствии с Указом Петра I: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство».

Сказанным далеко не исчерпывается перечень проблем образования в нашей стране. Необходима дискуссионная площадка по этой тематике, где могли быть высказаны самые различные точки зрения. А в споре, как известно, рождается истина.

Об авторе:

Николай Ковш, кандидат педагогических наук, г.Брест.

В 1963 году с отличием окончил физико-математический факультет  Мозырского пединститута. Работал учителем физики сельской школы в Столинском районе, инспектором школ Столинского районо. С декабря 1972 года инспектор школ Брестского облоно, с декабря 1976 года заместитель директора областного ИУУ. В 1979 — 1996 г. г. работал в должности заместителя начальника управления образования Брестского облисполкома, с апреля 1996 по сентябрь 2002 года —  председателем обкома отраслевого профсоюза. Тема диссертации «Управленческая деятельность органов образования по укреплению здоровья школьников».

E- mail: kovshbrest@mаil.ru

Редакция портала может не разделять мнение автора и не несет ответственности за авторские материалы. 

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
  Подписаться  
Уведомление о

ЧИТАТЬ ЕЩЕ МНЕНИЯ

6 342
16 апреля 2019 20:59

С каким прозвищем может войти в историю Александр Лукашенко?

В историю Беларуси ее первый и пока единственный президент, несомненно, войдет с прозвищем Александр Жэстачайшы. Ну что поделаешь, если в его довольно богатом лексиконе выражение «жесточайшим образом» — одно из наиболее часто употребляемых. Например, нельзя просто наказать нерадивого чиновника, надо обязательно сделать это самым «жесточайшим образом». Так наглядней и весомей! Кстати, весьма пикантную особенность этому […]

1 685
18 марта 2019 17:43

Принуждение к отставке

В минувшую пятницу почти все российские СМИ обрушились на белорусский МИД и Лукашенко. Вот, что бывает, когда складываешь все яйца в одну корзину, да еще и не в ту! Так понимаю, началось принуждение к отставке, или как там Путин выражался про сортир. И это не критика — это реальное «мочилово». Очевидно, что сигнал поступил с […]

1 245
05 марта 2019 21:49

К годовщине смерти Сталина

Этот день мой дед помнил всегда хорошо. В этот день умер Сталин. Радио и телевидения на наших полесских болотах еще не было. Весть о смерти Сталина в хату принесла моя мама со школы. Маленький ребенок пришел домой весь в слезах. Мои дедушка и бабушка перепугались, стали спрашивать, что случилось. Сказала, что «умер Сталин», в школе […]

549
26 февраля 2019 18:29

Деньги в долг. Новый вид бизнеса без налогов или незаконная деятельность?

В последнее время все хотят зарабатывать. Зарабатывать много, быстро и, желательно, не прилагая усилий. Такое возможно только если ты готов бессовестно обманывать людей. Даже обладая очень высокооплачиваемыми навыками нужно прилагать достаточно много усилий, чтобы деньги зарабатывать. А у нас много тех, кто обладает такими навыками? Наверное, больше тех, кто готов обманывать, потому что только на это и […]