Как польские соседи наших бабушек приветствовали. Репортаж с приграничья

14:36 27 сентября 2019 96
ОБСУДИТЬ
В минувшие выходные в польском городке Влодава, что по ту сторону границы от белорусских Комаровки («звездная» родина Петра Климука) и Томашовки, проходил юбилейный Фестиваль Трех культур.

Поляки с особой гордостью подчеркивали, что это единое в своем роде, подобное мероприятие организовано в двадцатый раз. И вправду, было на что посмотреть, полюбоваться, попробовать и послушать.

История Влодавы как поселения, уходит корнями в начало X века. Находился здесь и русский оплот, охраняющий переход через Буг, впервые упомянутый в 1242 году, а затем (в 1475 году) это были владения Михаила и Александром Сангушко.

Они же и построили деревянный замок во Влодаве, перешедший потом князю Казимежу IV Ягеллончику. В конце шестнадцатого века владельцем города стал последователь кальвинизма Анджей Лещинский, губернатор Брестской земли. Город быстро стал сильным центром протестантизма, в котором поселились неверные из Чехии, Моравии и Силезии, что способствовало интенсивному развитию ремесел. В 1624–1698 годах здесь действовали кальвинистская церковь и школа.

Позже, в XVII веке, здесь поселилась независимая еврейская община, а владельцами Влодавы стал Ежи Флеминг и Чарторыйские. В конце XVIII века, благодаря строительству железнодорожного сообщения с Хелмом и Брестом, Влодава будучи перекрестком транспортных сообщений между приграничными повятами, Люблином и Брестом испытала скачок экономического и культурного расцвета, а доминирующей этнической и религиозной группой, оказались евреи. Во время Второй Мировой это место связывали с гетто и лагерем Собибор, в котором большинство еврейского населения и было уничтожено.

На сегодняшний день в железнодорожном сообщении из Бреста на Томашовку так и осталось название поезда «Брест-Влодава» с конечной станцией Влодава. А людей и семьи ныне по оба берега разделила история, война и пограничная река.

Вот и родилась двадцать лет назад у местных жителей задумка, сделать фестиваль, объединяющий соседей и культуры. С той поры приезжают во Влодаву гости и артисты из разных уголков Польши, пограничья Украины и Беларуси. В городке есть церковь, костел и Музей-комплекс синагог, под крылом которого и проводится данный фестиваль.

Уличная торговля посреди старых еврейских домиков, фейерверк кулинарных изысков, ремесленные мастерские, выставки, концерты музыкальных коллективов, хоровые капеллы в церкви и костеле, исполнители самых разных и неожиданных направлений (например татарская музыка) в синагогах, дискуссии с православными и католиками, пленеры художников, а на самое «вкусное» Ночь бардов с колоритом артистов разных мастей и направлений – на протяжении трех дней люди, приехавшие отовсюду, могли выбирать для себя то, что они хотели.

К сожалению, белорусов на празднике было немного. Чем хвастались организаторы? Тем, что город узнаваем именно благодаря фестивалю во многих уголках Польши и даже за границей, также тем, что официозов с выступлениями глав администрации не было совсем.

Гости и артисты прибывали, певцы, ремесленники, историки и духовенство организовывались в единый фестивальный ансамбль самостоятельно. Была задействована масса волонтеров. В Музее синагогиальном комплексе была развернута документальная выставка об историческом прошлом Влодавы. У подъездов старых домиков разместили макеты семей, что раньше проживали и ходили по этим улочкам. Фотографии людей были выполнены в полный рост. Идея проекта будоражило воображение каждого.

В церкви была размещена фотоэкспозиция о православии в Томашовке-Комаровке. А на подходах к церкви, в парке разместили мою фотовыставку. «По обу берега Буга», два дня привлекала внимание соседей из-за реки.

Никто не проходил мимо, люди останавливались и задавали вопросы: «Бабушки эти ваши или наши? А Васильки это на какой стороне?»

На мой взгляд на фестивале каждый нашел себе площадку, где было интересно и полезно. А вечером во Влодаву съезжались артисты эстрады и кино и пели на большой сцене.

Поляки пели по-русски песни блатные и даже довоенные, народ слушал и даже подпевал и вот тут-то и чувствовалось единение культур пограничья, но об этом в следующем материале «О чем поют поляки».

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

135
09 декабря 2019 19:17

На благотворительном концерте в Пинске собрали 3100 рублей

В Пинске немало детей, о которых принято говорить, что они с «особенностями». Помочь таким детям, сделать из жизнь чуточку краше решили взрослые. Они организовали благотворительный концерт, на который приехали не только сказочные персонажи, но и белорусские артисты, и исполнители из столицы.

158
05 декабря 2019 21:12

Вернуться в БССР предлагает музей Белорусского Полесья

Вернуться назад, да еще в БССР, наверное, не захочет никто. Однако сделать такой экскурс в рамках выставки и увидеть, чем жил город Пинск в 50-60 годы прошлого столетия, очевидно, стоит.

99
04 декабря 2019 19:56

Как в Пинске пройдет открытие городской елки

Пока коммунальные службы устанавливают новогоднюю елку города на площади, отдел культуры готовит праздничную программу для пинчан. Ведь 15 декабря состоится официальное открытие городской елки.

80
29 ноября 2019 14:04

Почему Дед Мороз из Беларуси самый популярный среди стран СНГ и Грузии?

Близятся новогодние праздники. Один из главных и неизменных символов этих волшебных дней – Дед Мороз. И нам, белорусам, есть чему порадоваться: именно наш Дед Мороз – самый популярный среди «конкурентов» стран СНГ и Грузии. Об этом нам сообщил портал ТурСтат.