Хубертус: как в Польше сезон конной охоты открывают

23:33 15 октября 2019 195
ОБСУДИТЬ
В Польше, при слове Хубертус, деревенский подросток радостно щурится, вспоминая среди осенней серости праздник, страсти, эмоции, скорость и посиделки у костра. Расскажем немного об этой сохраненной веками традиции.

Слово Хуберстус (Убер) означает имя святого, который жил в седьмом веке во французской провинции Гасконь в молодом возрасте отличился безудержной страстью стрельбы по диким животным.

Как гласит легенда уже в зрелости, на охоте в Арденских горах в день Страстной пятницы он встретил белого оленя с ослепительным крестом последи ветвистых рог, после чего услышал голос Всевышнего, предупреждающий его о его о прекращении неконтролируемой страсти и приказывающий отправиться в монастырь.

Так Убер из разряда одержимых охотников перешел в проповедники христианства и занялся миссионерской деятельностью, призывая во время своих странствий, отказаться от язычества. После смерти стал святым, за мирские заслуги в распространении христианства.

Позднее Убера объявили покровителем охотников, наездников и лесников. Культ святого Хубертуса распространился в соседние страны, чтобы вскоре охватить центральную Европу с Испанией и Англией.

Традиционно день святого Хубертуса празднуют 3 ноября, но у соседей за Бугом, день празднования назначают обычно в половине октября, чтобы захватить теплые дни осени, сделав шоу максимально комфортным для гостей.

Как это все проходит?

Если брать на уровне охотничьих союзов, то в дни открытия охоты собираются командами, идут на кабана, на оленя, потом выкладывают трофеи, разжигают костры. Обрабатывают добычу и созывают местное население на пир.

Обычно в городке Янове Подляском устраивают скачки, показывают сложившиеся веками штучки, по которым должна производится настоящая «шляхетная» охота. Трубят в горны, гоняются на лошадях и «добывают лису».

Но, не всем по душе охотники и оружие. Творческие люди, любящие природу и лошадей, организовывают праздник Хубертуса на свой лад.

Так, например, буквально в 20 километрах от Бреста, прямо на берегу пограничной реки Буг, десятилетиями из года в год организуется в октябре Хубертус.

Инициаторами праздника выступают обычно состоятельные семьи, имеющие отношение к конным традициям. В данном регионе инициативу на себя берет Евгений Купрысь со своей семьей. Сам заводчик лошадей, наездник и организатор, начинает задолго до назначенной даты.

На костре готовится бигос, в печи тип каравая сенкач. Кто-то из охотников передает организаторам дичь, которую запекают в течении нескольких дней. Гости и участники Хубертуса едут со всех уголков Польши. Своих лошадей транспортируют в специальных вагончиках-коневозках.

Местные жители стекаются в предвкушении зрелища и бесплатных угощений заранее.

Тишину надбужанского утра разрывает горн и разодетые в старинные одежды участники игры приветствуют победителя прошлого года, наездника, который в погоне за лисой выхватил ее у былого победителя.

Тушка лисы пришивается фавориту прошлого года на левое плечо и во время бега будет развиваться на ветру. Остальным наездникам надо будет поймать удалого лиса, оторвать его и принести зрителям.

Перед забегом выправка. Разминка, где наездники на своих любимцах разодетые в старинные костюмы щеголяют друг перед другом и перед зрителями, гостями праздника.

Рассказы про традиции про лошадей, про регион, про личности, про чьи-то веселые истории. Затем песня, литературные чтения и молитва. Никакого телевидения, официозов и рекламы в сети. Сарафанное радио собирает человек сто – двести участников.

Бег за лисом начинается с горна и выстрела орудий.

Всадники неспешно пробуют свои силы и настроение лошадей. Один конь на этот раз не захотел участвовать в скачке, а круг за кругом выносил прекрасную даму, сидевшую в седле к месту, где среди зрителей стоял хозяин лошади.

Постепенно страсти накаляются и лошадей переводят в галоп. Со стороны, это напоминает игру в бэрика, только верхом на конях. Если фаворит серьезный, то погоня длится иногда более часа. Но бывало, что молодые всадники догоняли и отрывали лиса за несколько минут. Часто побеждают и девушки.

Конный спорт в Польше, наряду с каяками и горными лыжами, входит в число школьных программ и эту культуру прививают детям смолоду.

Скачка красива и опасна. В этом году сильного наездника, через минут двадцать погони, догнала девушка с белорусской фамилией Нестерчук. Магдалена говорит, что на коне себя чувствует так же комфортно, как и пешком. Радуется и демонстрирует лиса, проскакивая круг почета.

После скачки наездники ведут коней на водопой к реке Буг, приносят своим любимцам сено. Дают всем местным возможность потискаться с благородными лошадками, сделать фотографии, покатать верхом детей.

Тем временем на костре разогревают кабанчика, которого привозит семья охотников Калжинских из соседней деревни, традиционный медово-желтковый сенкач пекут женщины из деревни Тучна, самогоночку в бочонках, соленья и колбаску, привозят все подряд.

Суть в том, что более состоятельные люди собирают всех желающих у очага и угощают вкусностями. В этот раз, правда по санитарным ограничениям, привезли не кабанчиков, а мясо косуль.

Местного гармониста и художника по фамилии Каргуль едва дождались. И вторая часть Хубертуса началась. Забавы, песни, сплетни и угощения.

Вечером, пропахшие дымом и радостные от общения, люди разъезжаются по домам. Я тоже спешу на последний поезд до Бреста.

Пограничники определяют по стойкому запаху, что доносится от моей одежды и рюкзака: «О, пани хыба с Хубертуса враца? Кто взял лиса?», спрашивают они.

И я вспоминаю, что пограничники и пожарные тоже были у кострища. Присоединились к гуляниям не с придирками и с проверкой, что и как по инструкции, ведь пограничная зона и костер, и лес, а с задушевными песнями, во время которых стираются должности, звания и статусы.

Я возвращалась домой и думала, что на этом празднике каждый год собираются и врачи, и педагоги, и айтишники, и директора предприятий, простые фермеры и рабочие, батюшки и ксендзы, стражи пожарные и пограничные. Люди местные и поморские, слензкие.

Примечательно, что у поляков были выборы, и не было ни одного слова про политику. Неужели все эти люди приезжают в это место, где не тянут мобильные сети, чтобы отвлечься от действительности и отдохнуть расслабиться культурным образом? Наверное, это так.

Семье Купрысь спасибо за приглашение и поддержание традиций.

Ирина Шепелевич

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

155
15 ноября 2019 21:38

“Мидуэй”, футбол и театр: как провести в Пинске выходные, 16 и 17 ноября

Бывают выходные, когда есть выбор куда сходить, а есть такие, что, вроде бы, идти особо и некуда. Сейчас, наверное, второй случай.

44
12 ноября 2019 12:26

Чтим память выдающегося драматурга Андрея Макаёнка в день его рождения

В этот день, 12 ноября, в 1920 на небосклоне белорусской драматургии зажглась яркая звезда, имя которой Андрей Макаёнок. Андрей Егорович проявил себя не только в драматургии: он известен как писатель и сценарист. В его копилке – не одна награда и не один орден. Сегодня мы расскажем вам (или напомним) о человеке, который оставил свой след в нашей культуре.

125
11 ноября 2019 17:04

До конца нынешнего года мини-футбольные поля появятся в Ивацевичах и Дрогичине

Об этом было заявлено 11 ноября в Бресте во время церемонии открытия новой мини-футбольной площадки на территории гимназии №6.

834
11 ноября 2019 15:42

Почему мужчины не хотят жениться?

Конечно, в Беларуси это и праздником не считают, однако в Китае 11 ноября – День холостяка. – У нас, холостяков, праздник чуть ли не каждый день, – смеются пинчане. И все же мы решили узнать, почему молодые люди не спешат связывать себя узами брака. А что из этого получилось – вы сейчас и узнаете.