Крокодил с зубами на макушке: ученые нашли прородителя всех позвоночных на Земле

13:55 27 октября 2019
ОБСУДИТЬ
В Сосногорской формации (в Коми под Ухтой) ученые обнаружили окаменевшие останки существа, которое обитало на территории современной России 372 млн лет назад.

Выяснилось, что образцы, которые сохранились в хорошем состоянии, относятся к тетраподам — четвероногим позвоночным, которые эволюционировали от водных организмов в Девонский период. Эта группа животных обеспечила выход позвоночных на сушу. Об этом сообщил журнал Nature.

Исследователи назвали новый вид Parmastega aelidae. Они считают, что внешне он был похож на крокодила, за исключением выпуклых глаз, расположенных на макушке (а не по бокам головы). Верхние челюсти были усеяны клыками, а нижние — острыми игольчатыми зубами. Необычный «прикус», вероятно, немного напоминал угрожающую ухмылку.

По словам сотрудника института геологии Коми Павла Безносова, тетроподы — это переходные формы, от которых произошли все наземные позвоночные. Тетраподы признаны прародителями млекопитающих, амфибий, рептилий и птиц. Но об их истории и распространении известно весьма немногое. В эволюционной летописи до сих пор сохраняются «провалы» длиной в десятки миллионов лет.

Новое открытие, считают ученые, позволит хотя бы частично заполнить такие пустоты. Parmastega aelidae — ранний вид позвоночных, который еще сохранил много общего с рыбами. Так, у него наличествовали жабры, а особое строение черепа помогало улавливать вибрации в воде.

По мнению исследователей, этот хищник поджидал добычу в водах лагуны, лишь слегка высовываясь на поверхность — такую же тактику используют современные крокодилы. Плечевой пояс Parmastega aelidae частично состоял из хрящей. Конечности не сохранились, но можно предположить, что они также были из хрящевой ткани.

Такое открытие озадачило ученых. Хрящи мягче костей, и обладатель такого скелета не смог бы разгуливать по земле, как крокодилы и аллигаторы. Вероятно, он вел весьма необычный образ жизни, проводя большую часть времени в воде, но охотясь на сухопутную добычу.

Ученые отметили, что история переселения обитателей Земли из воды на сушу явно была весьма сложной.

«Происхождение тетрапод выглядит все более и более похожим на запутанный куст экологических экспериментов», — подчеркнули авторы научной работы.

Обнаружение новых «промежуточных» видов позволит ученым раскрыть новые подробности этого процесса, занявшего миллионы лет.

ЧИТАТЬ ЕЩЕ СТАТЬИ

13 ноября 2023 13:17

«Сам себе КПСС». Какие политические партии останутся в Беларуси при Лукашенко?

“Мы не воссоздаем КПСС, не строим партию власти”, — заявил Александр Лукашенко на встрече с руководителями политических партий 10 ноября. Президентскую же форму правления в Беларуси, по его словам, люди должны “не просто понимать, а принимать как аксиому”. Короче, он сам себе КПСС.

19 июля 2022 16:37

Беларусь прекращает участие в Орхусской конвенции: что теряет от этого страна?

Беларусь прекращает участие в Орхусской конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды.

16 июля 2022 10:07

Стена на белорусско-польской границе. Что думают экологи?

О том, как строительство Варшавой защитного забора на границе Польши и Беларуси влияет на природу в этом регионе, расспросили специалистов: многие из них бьют тревогу.

10 мая 2022 10:03

Колбаса из зубра, или Нужна ли Беларуси еще Красная книга?

Бывший министр внутренних дел Беларуси Игорь Шуневич назвал Красную книгу "рудиментом" и предложил исключить из нее ряд животных, в том числе зубра, медведя и рысь. Согласны ли с этим экологи?