Милиция проводит проверку по факту демонстрации плакатов с копиями фрагмента картины нидерландского художника Герарда Давида «Сдирание кожи с продажного судьи» в суде Бреста после процесса над противником строительства аккумуляторного завода. По слухам уже возбуждено два дела: одно в рамках уголовного процесса за оскорбление судьи; другое – в рамках административного, за нарушение правил организации массовых мероприятий.
От нашей системы правоохранительных органов разное повидали, не такую абсурдную ситуацию, когда допрашивают откуда взял репродукцию, что означает демонстрация именно этой картины в суде. Создаётся впечатление, что милиция сомневается в существовании такой картины. Но если так, то не обратиться ли им за консультацией к искусствоведам, а не к тем, кто держал ее копию. Милиция может также подать в розыск на творца картины, но вряд ли он им что-то сможет сказать…
Итак, по версии милиции, демонстрация произведения искусства – является административным, а может и уголовным преступлением. В таком случае все галереи и музеи мира нужно закрыть?!
А может действительно система увидела свое отражение и начала с ним борьбу. Или это борьба с искусством? Говорят, такие действия плохо заканчиваются!
Есть еще множество картин, с которыми можно прийти в суд и трактовка которых может быть использована как обвинение в правонарушении для непосвященных в тонкости мирового искусства.
- «Герника», Пабло Пикассо, 1937. Представляет сцены смерти, насилия, зверства, страдания и беспомощности, без указания их непосредственных причин, но они очевидны. Рассказывают, что в 1940 году Пабло Пикассо вызвали в гестапо в Париже. Речь сразу зашла о картине. «Это сделали вы?» — «Нет, это сделали вы».
- «Демон сидящий», Михаил Врубель, 1890.
- «Апофеоз войны», Василий Верещагин, 1871. Метафора войны в картине передана автором так точно и глубоко, что за каждым черепом, лежащим холмиком, начинаешь видеть людей, их судьбы и судьбы тех, кто этих людей больше никогда не увидит, а также тех, кто обрек всех на такую судьбу.
- «Положение во гроб», Микеланджело, 1603.
- «Крик», Эдвард Мунк, 1893.
- «Ослепление Самсона», Рембрандт, 1836.
- «Порка», Павел Ковалевский, 1880.
- «Последний день Помпеи», Карл Брюллов, 1833.
- «Мученичество святой Агаты», Себастьяно дель Пьомбо, 1519.
- «Страшный суд», Питер Пауль Рубенс, 1617.
Картины – это отражение цивилизации, зеркальное отображение прошлого, настоящего или будущего. Кто-то в них видит надежду, кто-то боль, кто-то справедливость. Поэтому я пожелаю нашим судьям, чтобы на их процессы носили картины «Суд Соломона». Для органов правопорядка отмечу, что это библейское событие, нашло отражение в работах Рафаэля, Н. Пуссена, Рубенса, Г. Доре, К. Флавицкого, Н. Ге и других. Ну а всем вместе желаю почаще обращать свой взор к образу Фемиды!
Игорь Масловский, председатель Брестской областной организации БСДП, руководитель организации «За свой город»
Блоги, опубликованные в рубрике «Мнения», носят дискуссионный характер и могут не совпадать с точкой зрения редакции